Истоки Черемховского драматического театра восходят к рубежу XIX-XX веков, когда притрактовое поселение стало городом – центром угледобычи. В здании бывшего пересыльного этапа царской тюрьмы, в шахтёрском клубе копи Маркевича спектакли ставил творческий коллектив инженеров, техников, конторских служащих, приказчиков, учителей, политических ссыльных. Первым в Черемхово был открыт острожный, или этапный, театр. Уже в начале XX века здесь играли талантливые актеры, сосланные в Сибирь за какие-то преступления. В помещении царской пересылки проходили спектакли для всех жителей города. В труппе играли не только сосланные актёры, но и местные учителя, приказчики, инженеры. Вся интеллигенция Черемхово ходила на спектакли острожного театра в царскую тюрьму.
В 1930-х годах поселок Шадринка на окраине Черемхово стал местом, где била ключом театральная жизнь. Актёры, одетые в телогрейки и сапоги с портянками, умудрялись из крашеной марли мастерить себе бутафорию и костюмы для спектаклей. Спасаясь от уныния и безнадеги, сосланные по наветам и доносам московские актёры и режиссёры ставили «Лес» и «Без вины виноватые» Островского (название старой пьесы русского классика в 1937 году вновь стало очень актуальным). Здесь, в Сибири, они спасались искусством, вспоминая, чему их учили Немирович-Данченко и Станиславский, которых многие не только знали лично, но и работали вместе с ними. Среди шадринских актёров были артисты легендарной труппы Театра Таирова с Большой Бронной. Актёры из труппы Таирова жили под охраной, но был какой-то день, когда они играли спектакли для свободного населения.
Здесь были зоны, лагеря и поселения. Почти в каждой зоне был свой театр. В городе, на территории которого к этому времени действовало 7 лагерно-поселенческих театров, формировалась стойкая потребность в постоянно действующем, доступном для свободного населения, своём городском театре. «Драмколлективы», любительские театры, были в клубах, общежитиях, красных уголках завкомов и профкомов предприятий города. Московская интеллигенция, попавшая в мясорубку 30-х годов и оказавшаяся в жутких условиях Сиблага, стремилась не потерять человеческое достоинство и выжила лишь благодаря глубокой вере в гуманность и человечность, благодаря вере в искусство. Вечерами после работы они ставили спектакли и корпели над декорациями и скульптурой. Это при том, что зимними ночами волосы заключенных примерзали к стенам бараков, где пол был земляной, а вместо постелей – деревянные нары.
Сохранилось свидетельство о московской актрисе Елене Афеногеновой, чья фамилия в своё время гремела по всей Москве. Фамилию Афеногеновых носила целая династия московских актёров. Елизавета Онуфриевна Соколова, актриса театра на Шадринке, писала:
«Появились в нашем театре профессиональные режиссёры – Сажин, Хаптыгаев. Актриса Елена Александровна Афеногенова, работавшая прежде со Станиславским и Немировичем-Данченко, преподавала нам основы системы Станиславского. Приезжал из областного театра Николай Охлопков, читал курс основ сценической культуры».
Почему зэкам разрешали играть на театральных подмостках? Идеологи считали, что искусство, а особенно пролетарское, поможет «врагам народа» стать людьми. Ведь все актрисы и актёры театра на Шадринке были осуждены по пресловутой 58-й статье как враги народа. Об исполнителях главных героев в спектаклях, которые в 30-х годах с неизменными аншлагами шли в Черемхово, в прессе упоминать было нельзя. Во всех статьях и документах тех лет об актёрах-зэках нет ни слова. Зато везде обозначено место действия этих спектаклей – «Театр на Шадринке». Шадринка – это не что иное, как бывший Сиблаг, тюремная зона. Этим актёрам было запрещено покидать территорию Шадринки, и даже в больницу их сопровождал конвоир. В Иркутск им тоже ездить запрещалось. Режиссёр Николай Охлопков специально приезжал смотреть их постановки. А уезжая, вздыхал:
«Я бы половину труппы взял в иркутский драмтеатр, да комендатура не разрешает».
Газета «Черемховский рабочий» в номере 151 за 2 июля 1939 года посвятила целую полосу итогам работы сиблаговского театра на Шадринке в сезоне 1938/1939 г. Статья называлась «Советский театр – величайший фактор культурной революции». В ней говорилось, что на первый спектакль, поставленный актёрами-зэками в поселке Шадринка, пришло столько народу, что не хватило мест – люди стояли даже в проходах. Пьеса называлась «Плавятся дни».
Предтечей нового профессионального театра стал самодеятельный театр, созданный в 1932 году Черемховской районной комендатурой НКВД на территории Сибирского лагеря особого назначения. Под руководством ссыльных профессиональных режиссёров играли 4 труппы, в том числе национальные: татаро-башкирская и украинская, осужденные актёры из театров Москвы, Харькова, Иркутска и вольнонаёмные жители Черемхово. В одном из бараков оборудовали клуб на 450 мест с хорошей по тем временам сценой и грим-уборными. В клубе был создан замечательный драматический коллектив – русский, украинский и татарский. Успешно выступили на областном смотре. А из самых способных в декабре 1932 года образовался профессиональный драматический театр райкома угольщиков. Актёрами в нем стали исключительно жители Шадринки.
Городской комитет партии, исполком совета народных депутатов г. Черемхово принял решение об открытии горняцкого театра. В течение лета 39-го года методом народной стройки было построено здание с профессиональной театральной сценой. Практически всё население города приняло участие в строительстве театра. По воскресеньям, в выходные дни, после работы черемховцы приходили на стройплощадку, чтобы внести свой посильный вклад. Труппа набиралась из профессиональных артистов московских и ленинградских театров, центральной части России. 7 ноября 1939 года в новом здании в центре города премьерой спектакля «Член реввоенсовета» («1919 год») открылся первый театральный сезон Черемховского горняцкого драматического театра. В первом сезоне зрителями 15–ти премьер, 212 спектаклей стали 50 тысяч черемховцев. Наряду с идеологически соответствующей времени современной драматургией в репертуаре театра с самого начала прочно утвердилась и мировая классика: Шекспир, Гольдони, Шиллер, Островский, Сухово-Кобылин и другие.
В годы Великой Отечественной войны черемховские артисты уступили свою сцену эвакуированным театрам Харькова, Одессы, Московского театра имени Ермоловой. В эти годы Черемховский драматический работал в Усольском районе, чаще с концертными программами, чем со спектаклями, перед колхозниками, на площадках цехов заводов, в госпиталях. Лишь с 1947 года театр вернулся к нормальной работе в своем здании. Конец 50-х, 60-е годы прошлого века – самое активное время в деятельности Черемховского театра. Труппа насчитывает в некоторые годы более 40 артистов. Театр выпускает в год более 10-15 премьерных спектаклей, в основном, по пьесам современных драматургов (М. Шолохов, А. Калинин, Л. Леонов, М. Афиногенов, А. Корнейчук). В это время с большим успехом на сцене идёт отечественная и зарубежная классика. Старожилы Черемхово хорошо помнят такие спектакли, как «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Власть тьмы» Л. Толстого, много спектаклей по пьесам А.Н. Островского и другие. В пятидесятые, шестидесятые годы в театре собралась очень сильная труппа. Артисты все были яркие, колоритные, талантливые. И спектакли тех лет – многонаселенные, с частыми переменами подробных декораций, выразительным гримом – старожилы помнят их до сих пор в деталях: «Кремлевские куранты», «Поднятая целина», «Укрощение строптивой», «Слуга двух господ», «Цыган», «Дурочка».
С началом в Иркутской области ударных строек пятилеток Черемховский драматический театр открывает новые площадки. Спектакли черемховцев были первыми культурными событиями в ещё палаточном Братске у строителей ГЭС, в Усть-Илимске, на БАМе. Именно в эти годы театр начал активно гастролировать по области.
«На гастроли мы всегда выезжали в мае, возвращались уже в августе. Выезжали с детьми, собаками тремя вагонами: в одном декорации, костюмы, в другом – наши «номера», в которых мы жили, и третий вагон хозяйственный, там готовили, гладили костюмы, собрания проводили, репетировали. Останавливались на станции, наши вагоны от состава отцепляли, загоняли в тупик, и начинались гастроли в городе. Дворцов культуры тоже еще не было, часто играли под открытым небом. Зато вся история Сибири на наших глазах. В Братск приехали первый раз, когда он еще палаточным был, а на месте теперешней ГЭС – котлован. И Усть-Илимск, и БАМ, все прошли от первого колышка до больших красивых городов»
– рассказывает артистка театра почетный гражданин города Черемхово Любовь Евгеньевна Ведерникова, отслужившая в Черемховском драматическом более полувека. В 70-80-е годы театр расширяет гастрольную карту, выезжая в северные города области: Ербогачён, Бодайбо, Киренск, в Якутию, на Сахалин, в Приморский край, в Хакасию, города Красноярского края.
Несмотря на любовь зрителей, интерес самих артистов к классике, театр, тем не менее, всегда искал современную пьесу, отражающую время, созвучную проблемам зрителя здесь и сейчас. В конце шестидесятых, в семидесятые годы в репертуаре театра появляются пьесы драматургов, родившихся или живших в Черемхово. Так, одним из первых, Черемховский театр поставил «Прощание в июне» тогда еще мало кому известного Адександра Вампилова. Потом появились спектакли по пьесам Михаила Ворфоломеева «Полынь», «Святой и грешный». Режиссёр С. Казимировский еще до фильма Владимира Меньшова поставил яркий спектакль «Любовь и голуби».
Знаменитый на всю страну автор пьесы «Любовь и голуби» – черемховец Владимир Гуркин каждую свою новую работу едет ставить в Черемховский драматический театр. Здесь живут его близкие и друзья. В Черемхово прошли его детство и юность, отсюда он уехал в Иркутск, чтобы поступить в театральное училище и стать артистом. В 2002 году Владимир Гуркин приехал на свою малую родину и поставил свои спектакли «Прибайкальская кадриль», «Плач в пригоршню», «Веселая вода печали» («Саня, Ваня и Римас с ними»). Незадолго до смерти, в мае 2010 года, он начинает работу над спектаклем «Любовь и голуби», но этот проект остался не осуществленным, Память об этом периоде теплом отзывается в сердцах артистов, работавших с ним, зрителей, смеявшихся и плакавших на его спектаклях. Совершенно закономерно, что в 2011 году Черемховскому драматическому театру было присвоено имя известного драматурга, режиссёра и артиста Владимира Гуркина.
В 2014 году театр провел первый межрегиональный театральный фестиваль его памяти «Театральная провинция». В 2024 году фестиваль прошёл уже в пятый раз. На «Театральную провинцию» приезжают театры из самых разных уголков Сибири и Дальнего Востока. За это время в Черемхово побывали театры из Иркутска, Благовещенска, Томска, Братска, Прокопьевска, Рубцовска, Омска, Тынды, Нерюнгри, Усть-Илимска, Бийска, Магадана, Мотыгино, Минусинска, Улан-Удэ. Театр активно участвует в конкурсах и фестивалях разного уровня. В 2019 г. Черемховский драматический театр вошёл в программу международного театрального форума «Золотой Витязь» со спектаклем по пьесе А. Володина «Пять вечеров» (реж. Дмитрий Акимов) и стал обладателем «Бронзового Витязя». В 2020 году театр был участником фестиваля «Пять вечеров» имени А.М. Володина в г. Санкт-Петербург, где удостоен бронзового бюста А. Володина. В 2020 году спектакль театра «Любовь людей» в постановке Владимира Золотаря стал призёром V конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». В 2021 году – участником XVIII Фестиваля Театров малых Городов России (г. Набережные Челны), где был удостоен награды «За лучший актёрский ансамбль». В 2022 г. спектакль «Старший сын» по пьесе А. Вампилова был признан «Лучшим спектаклем» IV Межрегионального фестиваля «Театральная провинция» памяти В.П. Гуркина (г. Черемхово). В 2022 году спектакль «Горка» по пьесе А. Житковского вошёл в лонг-лист ХХХ Фестиваля-конкурса Премии «Золотая Маска». В 2024 году спектакль «Тартюф» Ж.Б. Мольера (реж. Виктор Стрельченко) стал призёром IX конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой Сезон» (г. Красноярск).
Разные времена были в истории театра: и скитания без дома в годы войны, пожар в 1980 году, уничтоживший здание с любовью построенное горожанами, сложности эпохи перестройки… Но вопреки всему, театр жив: реконструировано здание, отданное угольщиками, активно работает и обновляется труппа, меняется репертуар. Для постановки в театр приглашаются режиссёры из театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска. А участие театра в фестивалях – свидетельство тому, что Черемховский драматический театр имени В.П. Гуркина – это динамично развивающийся коллектив. Здесь жив истинный дух сибирского театра, воспитанного на традициях Станиславского и Немировича-Данченко. Ничто не исчезает бесследно, и труд актёров-зэков не ушёл в песок: здесь, в Черемхово, всё еще живут традиции московской школы.